Библиотека
«Величайшее сокровище – хорошая библиотека»
Виссарион Белинский.
Основными направлениями деятельности библиотеки НАО «РФМШ» являются:
— организация библиотечного фонда;
— обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов;
— формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя:
— своевременное информирование пользователей библиотеки о новых поступлениях.
Литература библиотеки располагает основным фондом, состоящим из фонда отечественной, российской и зарубежной литературы.
В фонде нашей библиотеки вы можете найти:
- Художественную литературу на трех языках;
- Учебники и учебные пособия на трех языках;
- Атласы и карты;
- Справочники и энциклопедии;
- Аудио- и видеоматериалы;
- Электронные книги;
- Газеты и журналы.
Библиотечный фонд НАО «РФМШ» включает универсальный фонд, в котором находится более 28 000 учебников для 8-11 классов, более двух тысяч экземпляров художественной и дополнительной литературы, аудио- и видеоматериалов, 38 наименований периодических изданий.
Библиотека оснащена современной техникой: компьютерами, с доступом в интернет, и мебелью.
Цель библиотеки НАО «РФМШ» заключается в обеспечении ресурсов, таких как электронные, бумажные носители, которые помогут ученикам в исследованиях, проектах.
Библиотека тесно взаимодействует с учениками и педагогами школы, в том числе с «Bookclub», члены которого активно пропагандируют чтение книг, в связи с этим библиотека осуществляет проекты «100 книг» и «Bookcrossing».
Проект «100 книг» направлен на поддержку трехъязычного обучения, изучение истории, культуры своего народа и воспитание толерантности к другой культуре через чтение литературы на казахском, русском и английском языках.
Цель проекта: привить любовь к книгам, чтению посредством разнообразных видов деятельности. В рамках инициативы АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» подготовлен список 100 книг, рекомендованных для прочтения учащимся Назарбаев Интеллектуальных школ в который вошли 60 известных произведений казахской классики и 40 шедевров мировой литературы.
Ученики и учителя НАО «РФМШ» реализуют данный социальный проект. Они делятся своими книгами из личной библиотеки: учебными пособиями, словарями и другой литературой друг с другом. В том числе в школе созданы так называемые «полки книгопутешественников», откуда учащиеся могут взять любую интересующую их книгу, но взамен обязательно должны положить другую. Можно оставить свое маленькое обращение к другу, который будет читать принесенную тобой книгу. Например, высказать свои мысли о прочитанном. «Полка книгопутешественника» никогда не пустует, она обновляется снова и снова. В коллекцию входят художественная и познавательная литература, полезные словари и энциклопедии, журналы. Общий сбор составляет около ста книг.
Цели и задачи
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов:
- Построение работы школьной библиотеки согласно плану учебно-воспитательной работы в школе;
- Обучение читателей пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию;
- Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий;
- Формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами;
- Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг;
- Выдача библиографических справок, составление списков литературы для учащихся и учителей;
- Выступления на педсоветах, родительских собраниях, методических объединениях по мере поступления новой учебной и методической литературы.
Основные функции
Образовательная:
Это содействие учебно-воспитательному процессу, приобщение детей к ценностям мировой и отечественной культуры.
Информационная:
Ведём занятия по овладению навыками работы с книгой, получением информации;
Организация работы с книгой по внеклассному чтению и в помощь проведению предметных недель;
Организация наглядной пропаганды в стенах библиотеки, в школе, в кабинетах, информация о новых поступлениях в библиотеку.
Индивидуальная работа с читателями
Изучение читательских интересов школьников;
Индивидуальная работа с читателями;
Работа с читательским активом;
Работа с педагогическим коллективом школы (информация для педагогов, выступления на педсоветах, совещаниях с анализом чтения и другими проблемами работы библиотеки).
Воспитательная работа
Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя (обучение пользованию носителями информации, отбору, поиску и критической оценке информации);
Формирование навыков работы с книгой;
Формирование личности учащихся средствами культурного наследия (беседы, литературные игры, утренники, викторины, литературные занятия);
Популяризация лучших документов библиотечными формами, организация выставок и стендов, проведение культурно-массовой работы;
Уроки внеклассного чтения (начальные классы);
Создание актива библиотеки и работа с ним;
Мероприятия в помощь учебно-воспитательному процессу.
Работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний
Знакомство читателей с правилами пользования библиотекой, знакомство с расстановкой фонда, ознакомление со структурой и оформлением книги, овладение навыками работы со справочными изданиями (словари, энциклопедии, и т.д.).
Организация книжных фондов
Это работа, которая занимает большую часть рабочего времени библиотекаря.
Работа с учебниками;
Оформление новых поступлений в книжный фонд, знакомство с новыми книгами;
Работа с фондом (расстановка книжного фонда, работа по очистке фонда, списание устаревшей, ветхой и утерянной литературы);
Организация проверки фонда;
Оформление подписки на периодику;
Организация санитарных дней библиотеки;
Учёт библиотечного фонда:
Оформление фонда (эстетика оформления);
Обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации;
Работа по сохранности фонда;
Инвентаризация.
Работа с фондом учебников
Эта работа ведётся в течение всего учебного года.
Составление совместно с учителями-предметниками заказа на учебную литературу, с учётом их требований, его оформление;
Утверждение и согласование заказа администрацией школы, передача его методисту;
Приём и техническая обработка поступивших учебников, оформление накладных, запись в книгу суммарного учёта, штемпелевание, оформление картотеки;
Приём и выдача учебников;
Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников;
Проведение работы по сохранности учебного фонда;
Изучение и анализ использования учебного фонда;
Расстановка новых изданий в фонде;
Проведение рейдов по проверке состояния учебников;
Работа по очистке фонда;
Инвентаризация учебного фонда и его переоценка.